APROL-PRO::::::—>>> |
РОБЕРТ Б.ВЕСТБРУК (ROBERT B.WESTBROOK), США
|
|
|
Джон Дьюи — выдающийся американский философ первой половины XX века. Его профессиональная жизнь пришлась на жизнь трёх поколений, а голос его отчетливо звучал в хоре дискуссий по вопросам культуры, которые велись как в США, так и за рубежом с 1890-х годов и до самой его смерти — он скончался в 1952 г. в возрасте 93 лет. За свою продолжительную карьеру он разработал философию, проповедовавшую единство теории и практики, единство, примером которого служит его собственная интеллектуальная и политическая деятельность. Его мышление строилось на нравственном убеждении, что «демократия есть свобода», и он посвятил свою жизнь построению его философского обоснования, активно боролся за его реализацию. Ни в одной другой области приверженность Дьюи демократии и идее интеграции теории и практики не проявлялись с такой очевидностью, как в его деятельности педагога-реформатора. Приступив к обязанностям сотрудника Чикагского университета осенью 1894г., Дьюи писал своей жене Эллис: «Иногда я подумываю расстаться с преподаванием философии как таковой и начать обучать ей средствами педагогики». Хотя он никогда не переставал преподавать философию, его философские взгляды достигали более широкого круга читателей через его книги, предназначенные как для педагогов (например, «Школа и общество» (1899), «Как мы думаем» (1910), «Демократия и образование» (1916), и «Опыт и образование» (1938)), так и для его коллег-философов. По его собственным словам, в работе «Демократия и образование» ему удалось кратко изложить свою «философскую доктрину». Не случайно многие великие философы, как и он сам, проявляли живейший интерес к проблемам образования, так как существовала «теснейшая и жизненно важная взаимосвязь между философией и образованием». Если философия есть мудрость, видения «лучшего образа жизни», то осознанно направляемый процесс образования является для философа практикой. «Философия, претендующая на нечто большее, должна быть признана убеждением, что ее теория опыта есть всего лишь гипотеза, которая реализуется как таковая, только когда опыт, по существу, смоделирован в соответствии с ней. Понимание этого требует от человека определенного умонастроения, чтобы он хотел и стремился приобрести такой опыт». Моделирование подобных настроений может осуществляться посредством ряда факторов, но в современных обществах самым важным из них является школа, именно в этом качестве представляющая собой важную сферу деятельности, где философия конкретизируется в «живую реальность». Попытки Дьюи сделать свою философию практически значимой в контексте школы вызывали полемику, и по сей день он остается в центре дискуссий о недостатках американской системы образования: для приверженцев консервативного подхода, «назад к основам», он по-прежнему представляется неисправимым злодеем, а для реформаторов-педоцентристов — духовным отцом. Однако оба лагеря в этих дебатах, как правило, отличает неправильное прочтение Дьюи, переоценка его влияния и минимизация демократических идеалов, составляющих суть его педагогики. |
|
Работа составлена по материалам журнала "Перспективы", № 1/2, 1994 (85/86).
Уважаемые посетители! При использовании материалов с сайта, не забывайте в списке литературы (источников) указывать авторов и ссылки на страницы! Копирование и публикации частей сайта разрешается с письменного (e-mail) разрешения администратора. |
Страница создана 07.11.2004 |
|