APROL-PRO::::::—>>>

НА ГЛАВНУЮ

ВВЕРХ

ГОСТЕВАЯ КНИГА


РОБЕРТ Б.ВЕСТБРУК (ROBERT B.WESTBROOK), США

ДЖОН ДЬЮИ

(1859 —1952)

Демократия и образование

АПРОЛ BANNER SYSTEM


<<<Назад

Дальше>>>


АПРОЛ BANNER SYSTEM


Формирование личности ребёнка — нравственную и политическую цель школьного образования — иногда называют «скрытой программой обучения», но у Дьюи этот аспект его педагогической теории и практики не только четко сформулирован, но даже более радикален, чем другие цели содержания образования. Дьюи не уставал повторять, что «формирование определенного характера» является «единственно подлинной основой для правильного образа жизни», при этом не следует путать «правильный образ жизни» с демократической практикой.

Индивид, утверждал Дьюи, достигает самореализации, используя свои особые таланты, с тем чтобы способствовать благополучию своей общины, поэтому коренная функция образования в демократическом обществе заключается в развитии у детей такого характера — суммы привычек и достоинств, — который поможет им достичь подобной самореализации. В целом он полагал, что американские школы не смогли выполнить эту задачу. В большинстве школ практиковались в высшей степени «индивидуалистические» методы, которые обязывали всех учеников класса одновременно читать одни и творческие же книги и отвечать на одни и творческие же уроки. В таких условиях социальные импульсы ребёнка атрофируются и учитель не может «использовать врожденное желание ребёнка отдавать, делать, т.е. служить». Общественный дух подменяется «безусловно индивидуалистическими мотивами и стандартами», такими, как страх, соревнование, соперничество, подражание, представление о превосходстве и неполноценности, в результате чего «слабый постепенно утрачивает свои способности и соглашается на позицию постоянной и прочной неполноценности», в то время как «сильный торжествует, причем не благодаря своей силе, а осознанию того факта, что он сильнее». Чтобы школа могла укрепить в детях общественный дух и развивать в них демократический настрой, по убеждению Дьюи, она должна быть организована как кооперативное общество. Школа лишь тогда сможет учить демократии, когда она сама станет «учреждением в котором ребёнок, является полноправным членом, принимает участие в общественной жизни, внося в нее свой вклад».

Создать в классе условия, благоприятные для формирования демократического духа, нелегкая задача, особенно потому, что учителя не могут просто навязать такое расположение духа учащимся; напротив, им приходится создавать социальное окружение, стимулирующее детей взять на себя спонтанно обязанности нравственного демократического поведения. По замечанию Дьюи, такая жизнь «возможна только тогда, когда индивид сам для себя определит цели, ради которых он трудится и выполняет свою работу с интересом и преданностью, реализуя их». Дьюи понимал, что он предъявляет чрезмерно высокие требования к учителям, поэтому, описывая их социальную роль и значимость в конце 1890-х годов, он впадает в социальный евангелизм, от которого он вообще-то отказался, называя преподавателя «провозвестником истинного царства Господня».

Как свидетельствует данная трактовка, педагогическая теория Дьюи сосредоточена на личности не столько ребёнка, сколько учителя, вопреки распространенному мнению. Его убежденность, что школа, как он ее себе  представлял, будет прививать детям демократические добродетели, коренится в вере не столько в «спонтанные природные способности ребёнка», сколько в умении учителя создать в классе атмосферу, которая приведет ребёнка к преобразованию этих способностей в «социальные привычки разумного понимания своей ответственности».

Вера Дьюи в учителей отражает разделяемое им в 1890-е годы убеждение в том, что «образование является основополагающим средством социального прогресса и реформы», в чем была определенная логика: пока школы играют важную роль в образовании личности детей данного общества — если предназначены для этого — фундаментально трансформировать общество. Школа создает относительно контролируемую среду, в которой условия саморазвития эффективно влияют на ее эволюцию. Действительно, если учителя добросовестно выполняют свою работу, то вряд ли потребуется какая-либо другая реформа. Демократическое кооперативное сообщество может возникнуть на основе класса.

Омрачало его уверенность лишь то, что большинство школ предназначено не для преобразования общества, а для его воспроизводства. По признанию Дьюи, «школьная система всегда была функцией доминирующего типа организации социальной жизни». Его взгляды на роль школ и учителей, изложенные в «Педагогическом кредо», скорее относились не к тому, что было, а к тому, что могло быть. Чтобы школа стала двигателем социальной реформы, а не социального воспроизводства, она должна быть сама в корне перестроена. Таким образом, одна из самых смелых целей Дьюи как педагога-реформатора заключалась в трансформировании американской школы в инструмент радикальной демократизации американского общества.


<<<Назад

Дальше>>>


Работа составлена по материалам журнала "Перспективы", № 1/2, 1994 (85/86).


Уважаемые посетители! При использовании материалов с сайта, не забывайте

в списке литературы (источников) указывать авторов и ссылки на страницы!

Копирование и публикации частей сайта разрешается с письменного (e-mail)

разрешения администратора.


Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Вы посетитель данной страницы

Страница создана 07.11.2004

разработка и дизайн

aprol production

© 2004

Hosted by uCoz